В последнее время в средствах массовой информации мы то и дело слышим о каких-либо происшествиях, связанных с ограблением автомобилей службы инкассации. Это происходит как в России, так и в других странах мира. Но наука и техника не стоят на месте, и с их развитием появляется все больше решений, которые позволяют обеспечить максимальную безопасность при перевозке ценных грузов.


На сегодняшний день мы можем наблюдать следующую картину: автолюбители активно "вооружаются" устройствами видеонаблюдения. Практически в любом розничном магазине, торгующем сотовыми телефонами и прочей электронной техникой, покупателю предлагается большой выбор любительских автомобильных видеорегистраторов со встроенной камерой. Что же говорить о специальных службах, в чьи функции входит обеспечение безопасности (МВД, службы инкассации и т.д.). Очевидно, что они не остаются в стороне от современных тенденций и также производят переоснащение своего транспорта, внедряя на старые и новые автомобили современные, профессиональные системы видеонаблюдения.

Поскольку данные структуры наделены максимальной социальной ответственностью, отвечают за безопасность государственного и частного имущества и причастны к охране товарно-материальных ценностей, их интерес к техническим новшествам в сфере организации безопасных перевозок достаточно высок. Ответственные регуляторы также плотно занимаются этим вопросом. Зайдя на сайт Министерства транспорта РФ, можно увидеть высокую активность, связанную с утверждением и формированием новых законопроектов, регламентирующих нормы обеспечения безопасности на транспорте.

Требования спецслужб

Очевидно, что любительский видеорегистратор не сможет обеспечить организацию профессионального охранного видеонаблюдения. Поэтому речь пойдет об отдельном классе устройств.

Если говорить о требованиях, предъявляемых к системе видеонаблюдения на спецтранспорте, следует сразу подчеркнуть, что основное их отличие от подобных систем на стационарных объектах заключается в отсутствии на передвижных объектах оператора. На более или менее серьезных стационарных объектах, как правило, находится оператор – человек, который выступает в роли так называемого триггера и который принимает оперативные решения в случае возникновения угрозы. В связи с этим главной функцией системы видеонаблюдения на передвижных объектах является видеофиксация происходящих событий, и от того, насколько надежно будет функционировать система, будет зависеть успешность восстановления произошедших событий. При этом следует принимать во внимание такие неблагоприятные условия, как постоянные вибрации ТС, температурный режим, быстрая смена условий наблюдения (например, при въезде ТС в тоннель) и далеко не всегда благоприятные погодные условия.

Если говорить непосредственно о бронеавтомобилях, то можно отметить, что предложений по ним на рынке безопасности достаточно много, а вот устройств, обладающих широкими функциональными возможностями, на базе которых можно построить надежную систему видеонаблюдения на бронеавтомобилях, практически нет.

Специальные автомобили служб инкассации эксплуатируются круглый год в разнообразных (в том числе и сложных) климатических условиях нашей страны, поэтому требования к защитным свойствам оборудования видеофиксации предъявляются достаточно высокие.

Видеокамеры, используемые для наружного видеонаблюдения и установленные на корпус бронеавтомобилей, должны обладать влаго- и пылезащитой по классу IP66, иметь высокую вандалозащищенность, компактные размеры, встроенную ИК-подсветку и широкий угол обзора (не менее 90 град.), устойчивость к вибрациям, а также выдерживать температурный режим от -40 до +60 °С. Видеокамеры, используемые для внутреннего видеонаблюдения, как курсовые, так и внутри бронированного отсека, должны удовлетворять тем же требованиям и опционально оснащаться встроенным микрофоном для аудиофиксации.

Среди основных требований, предъявляемых к цифровому видеорегистратору, можно выделить следующие: устойчивая работа в сложных климатических условиях, защита жесткого диска от вибраций, запись как минимум с четырех каналов при максимальном разрешении 704х576 (D1) – 25 кадр/c на каждый канал. Что касается корпуса устройства, то он должен быть удобен в инсталляции и защищен от грязи и пыли.

Задачи видеонаблюдения на бронеавтомобилях

Устанавливая системы видеонаблюдения на спецавтомобилях служб инкассации, руководители служб по перевозке ценностей преследуют разные цели.

Основной из них является безопасность как снаружи, так и внутри автомобиля. Инкассаторские бронеавтомобили строятся на базе микроавтобусов, пикапов и грузовиков, из-за конструктивных особенностей которых видимость вокруг машины сильно ограничена, особенно после бронирования. Установка видеокамер по периметру автомобиля обеспечивает экипажу обзор "мертвых зон", а также позволяет принимать оперативные решения для сохранения безопасности.


Еще одна причина установки видеонаблюдения на бронеавтомобилях – это контроль состояния инкассаторского отсека и действий экипажа с видеофиксацией событий и аудиофиксацией переговоров внутри автомобиля.

Помимо курсового наблюдения, видеосистема должна контролировать заднюю часть автомобиля, боковые стороны и отсек перевозки ценностей. Задняя видеокамера обеспечивает обзор при маневрировании автомобиля во время парковки и безопасность в данной зоне. Боковые видеокамеры, устанавливаемые на передних стойках в зоне лобового стекла, обеспечивают обзор "мертвых зон", а также контролируют вход/выход из инкассаторского отсека. Курсовая камера фиксирует все события, которые происходят по ходу движения автомобиля.

Стоит отметить, что обеспечение системами видеонаблюдения спецавтомобилей является индивидуальным проектом для каждой отдельной службы и зависит от конкретных задач, поэтому расположение видеокамер строго регламентируется техническим заданием со стороны заказчика.

Специфика профессиональной системы

Ключевым устройством в профессиональных системах видеонаблюдения на автотранспорте, как и на стационарных объектах, являются цифровые видеорегистраторы. Основной их функцией является аудио- и видеомониторинг.

Прежде всего следует упомянуть, что любительские автомобильные видеорегистраторы представляют собой единое совмещенное устройство, состоящее из видеокамеры, модуля, ведущего запись изображения, получаемого с камеры, и в некоторых случаях дисплея. Действительно, подобное решение наиболее оптимально для автомобилистов, но для спецтранспорта этого явно недостаточно. Профессиональные решения, в свою очередь, обладают рядом концептуальных отличий и очевидных преимуществ в эксплуатации на специальных транспортных средствах.


В первую очередь профессиональное решение на базе специализированного автомобильного видеорегистратора предполагает возможность записи видео одновременно с нескольких камер видеонаблюдения, записи звука, использования срабатывания внешних датчиков для активации тревоги/записи, глубиной архива до месяца. Кроме этого, возможен централизованный мониторинг местоположения всех транспортных средств с одновременной трансляцией видеопотока через Интернет. Видеорегистратор может также автоматически передавать сообщения, например в ситуационный центр, при возникновении различного рода событий, требующих принятия оперативных решений.

Как правило, подобные специализированные видеорегистраторы разработаны таким образом, чтобы максимально снизить риск получения доступа к видеоданным третьим лицам и исключить вероятность умышленного искажения видеоматериалов средствами видеомонтажа. Это обусловлено высокой степенью важности записываемой информации. Стоит сказать и о том, что камеры видеонаблюдения, применяемые на спецтранспорте, должны быть адаптированы для наблюдения в сложных условиях, в том числе при низкой освещенности. И конечно, камеры должны иметь достаточно маленькие размеры и высокую степень защиты от вандализма.

Профессиональная техника RVi

Сегодня на российском рынке достаточно узко представлен сегмент профессиональных автомобильных видеорегистраторов по той причине, что данное направление в нашей стране только зарождается, в отличие от Европы или Америки. Но даже при столь небогатом выборе профессиональной техники можно выделить оборудование торговой марки RVi.

Базовый комплект, включает в себя профессиональный автомобильный четырехканальный видеорегистратор RVi-R04-Mobile, три антивандальные миниатюрные видеокамеры со встроенной подсветкой RVi-123ME и мини-камеру RVi-159, которая выполняет роль курсовой камеры. Все типы камер сверхвысокого разрешения (650 ТВЛ) комплектуются различными типами объективов, обеспечивающих угол обзора от 67 до 121 град. Например, 3 камеры RVi-123ME (2,5 мм), установленные по периметру авто, и одна камера RVi-159 (2,5 мм) обеспечат 360 град. обзора. Регистратор зафиксирует все, что будет происходить вокруг автомобиля. Данные устройства являются одним из немногих решений, полностью соответствующих современным требованиям к профессиональным средствам видеонаблюдения на автотранспорте.

В зависимости от специфики требований видеорегистратор может оснащаться встроенным 3G-модемом, GPS-приемником и модулем Wi-Fi. Эти и другие функции, которыми оснащен видеорегистратор RVi-R04-Mobile, позволяют решать достаточно большой спектр задач помимо видеонаблюдения. Одной из таких задач является мониторинг местоположения транспортных средств как в реальном времени, так и при воспроизведении архива. Программное обеспечение RVi-DSS позволит вести мониторинг за неограниченным количеством устройств, установленных на бронеавтомобилях. В заключение можно сказать, что повышенное внимание со стороны рынка потребителей к системам видеонаблюдения, в том числе и для автотранспорта, не может не радовать. Поскольку видеонаблюдение, помимо очевидной функции видеофиксации события, выполняет еще и функцию недопущения того или иного события, связанного с нарушением закона. А это, согласитесь, очень важно! Поскольку намного проще и дешевле решить вопрос о недопущении противозаконной ситуации, нежели решать проблемы, связанные с устранением последствий свершившихся нарушений закона и безопасности.

ЭРВИ ГРУПП
121471 Москва,
ул. Рябиновая, 45а, корп. 24
Тел/факс: (495) 735-3847
Е-mail: ryzhkovav@rvigroup.ru
www.rvi-cctv.ru
 

Опубликовано:Каталог "Бронеавтомобили. Специальное приложение к журналу "Системы безопасности"-2012


Наверх